ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Колесникова Т.С. "Наглядные формы представления информации" 5 класс

Методическая копилка - Информатика и ИКТ

"Наглядные формы представления информации»

урок информатики и ИКТ в 5 классе

Тип урока: комбинированный урок с практической работой.

Цели:

Образовательная: проверить знания учащихся по теме: «Формы представления информации», познакомить учащихся с наглядными формами представления информации, познакомить учащихся с построением диаграмм с помощью компьютера; развивать у учащихся навыки работы с компьютером.

Развивающая: развивать логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность с помощью применения информационных технологий

Воспитательная: прививать интерес к информатике, воспитывать трудолюбие, аккуратность, развивать общую культуру личности.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор, рабочее место ученика – 10 шт..

Дидактическое обеспечение урока: учебник «Информатика 5», рабочие тетради Л. Босовой, индивидуальные карточки, презентация Power Point “Наглядные формы представления” (Приложение 1).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Сообщение темы и постановка целей урока.

– Сегодня на уроке мы узнаем, как можно наглядно представить информацию.

II. Актуализация знаний по теме предыдущего урока “Формы представления информации”

– Перечислите способы представления информации? (Информацию можно представить с помощью текста, таблицы, чисел) (Слайд -1)

– Когда удобно представлять информацию в виде таблицы? (Если данные, представленные в задаче однотипны) (Слайды 2-4)

– Дома вы учились представлять информацию в виде таблицы, давайте проверим как: №33-34 с.35 рабочей тетради. (Слайды 5-9)

III. Изложение нового материала.

– Запишем тему урока в тетрадь. (Слайд 10)

– С момента нашего рождения мы познаем мир.

– Давайте вспомним, как в детстве мы познавали мир, с помощью чего? (Читая книги, разглядывая картинки, фотографии, рисунки и т.д.)

Действительно, человек лучше понимает и запоминает ту информацию, которая представлена наглядно – с помощью рисунков, фотографий, схем.

– Почему это так? (Слайды 11-14)

– Текст – это самая простая, но не наглядная форма представления информации, если ты не умеешь читать, то смысл написанного не поймешь никогда. Однако, смысл рисунка мы поймём всегда.

– Наглядно показать, как устроены окружающие нас объекты (предметы, процессы, явления), а как они связаны друг с другом, могут схемы.

– Например, для разбора слова по составу используют схему: с помощью этих обозначений можно легко выделить: приставку, корень, суффикс, окончание.

А как можно удобно представить числовые данные? Ответ кроется в задаче.

Задание: Известно, что некто расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после неё. Декодируйте полученные шифровки (Слайды 15-16): (или используя РТ: №20 С.23)

 

А-1 Б-2 В-3 Г-4 Д-5 Е-6 Ё-7

Ж-8 З-9 И-10 Й-11 К-12 Л-13 М-14

Н-15 О-16 П-17 Р-18 С-19 Т-20 У-21

Ф-22 Х-23 Ц-24 Ч-25 Ш-26 Щ-27 Ъ-28

Ы-29 Ь-30 Э-31 Ю-32 Я-33 

 

Е Й Б Д С Б Н Н Б

Ответ: Д И А Г Р А М М А.

– Что же такое диаграмма, откроем энциклопедический словарь? (Диаграмма – графическое изображение соотношения каких-нибудь величин.) (Слайд -17)

– Выясним, как можно представить числовые данные с помощью диаграммы.

Решим задачу: Известно, что продолжительности жизни животных разные. О каких животных пойдет речь, узнаем из загадок. (Слайд -29)

На доске последовательно появляются названия животных, потом года жизни:

Слон – 60
Крокодил – 40
Верблюд – 30
Медведь – 25
Шимпанзе – 60
Он трубит, но не трубач,
Всеми признанный силач.
Стоя спит под пальмой он.
Догадались? Это… (слон) (Слайды -30-31)

 

По реке плывёт бревно.
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит ... (крокодил) (Слайды -32-33)

 

Всю жизнь ношу я два горба,
имею два желудка!
Но каждый горб – не горб, амбар!
Еды в них – на семь суток! (Верблюд) (Слайды -34-35)

 

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (Медведь) (Слайды -36-37)

 

По деревьям прыгать мастер,
Сорвала руками лист,
Ловко скорчила гримасу,
Головой повисла вниз. (Обезьяна,  шимпанзе) (Слайды -38-39)

 

– Средние продолжительности жизни слона, крокодила, верблюда, медведя и шимпанзе равны 60, 40, 30, 25 и 60 годам соответственно.

– Эти данные можно представить на линейной диаграмме.

– Внимание! Только тот построит диаграмму верно, кто будет внимательно слушать.

– На листе в клетку начертим систему координат. По горизонтали мы будем откладывать годы жизни животных, по вертикали – название животного. Пусть две клетки – 10 лет жизни.

– С помощью линейки начертим 5 горизонтальных отрезков (т.к. 5 животных), длины которых будут равны 60, 40, 30, 25 и 60 мм соответственно (Слайд 40):

Вывод: Диаграмма наглядно показывает продолжительности жизни животных.

– Диаграмма может иметь другой вид. Если повернуть систему координат на 90°, а вместо отрезков нарисовать прямоугольники, у которых одинаковые длины основания, а высоты соответствуют числам 60, 40, 30. 25 и 60. Такую диаграмму называют столбчатой. (Слайд 41)

– Создавать в тетради столбчатые диаграммы долго, а с помощью компьютера быстро.

IV. Практическая работа

– Рассмотрим этапы создания диаграммы на компьютере.

Этапы создания столбчатой диаграммы:

1) Открыть текстовый процессор MS Word;

2) Создать таблицу с данными о животных и количеством лет их жизни;

3) Выделить таблицу;

4) Выполнить команду: ВСТАВКА – РИСУНОК – ДИАГРАММА.

5) Выполнить команду: ДИАГРАММА – ПАРАМЕТРЫ ДИАГРАММЫ – НАЗВАНИЕ ДИАГРАММЫ – Зависимость роста животных от возраста.

– А теперь давайте сами потренируемся создавать диаграммы.

(работа за компьютером)

VI. Первичное закрепление знаний (Слайд 43)

– Как можно наглядно представить информацию? (С помощью рисунков, схем, фотографий, диаграмм)

– Для чего нужны диаграммы?

VIII.Выставление оценок, рефлексивный экран: (Слайд 44)

IX. Домашнее задание

– №26 с.25, №38 с.37.