Колесникова Т.С. "Наглядные формы представления информации" 5 класс
Автор: edu1
Методическая копилка -
Информатика и ИКТ
"Наглядные формы представления информации»
урок информатики и ИКТ в 5 классе
Тип урока: комбинированный урок с практической работой.
Цели:
Образовательная: проверить знания учащихся по теме: «Формы представления информации», познакомить учащихся с наглядными формами представления информации, познакомить учащихся с построением диаграмм с помощью компьютера; развивать у учащихся навыки работы с компьютером.
Развивающая: развивать логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность с помощью применения информационных технологий
Воспитательная: прививать интерес к информатике, воспитывать трудолюбие, аккуратность, развивать общую культуру личности.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, рабочее место ученика – 10 шт..
Дидактическое обеспечение урока: учебник «Информатика 5», рабочие тетради Л. Босовой, индивидуальные карточки, презентация Power Point “Наглядные формы представления” (Приложение 1).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Сообщение темы и постановка целей урока.
– Сегодня на уроке мы узнаем, как можно наглядно представить информацию.
II. Актуализация знаний по теме предыдущего урока “Формы представления информации”
– Перечислите способы представления информации? (Информацию можно представить с помощью текста, таблицы, чисел) (Слайд -1)
– Когда удобно представлять информацию в виде таблицы? (Если данные, представленные в задаче однотипны) (Слайды 2-4)
– Дома вы учились представлять информацию в виде таблицы, давайте проверим как: №33-34 с.35 рабочей тетради. (Слайды 5-9)
III. Изложение нового материала.
– Запишем тему урока в тетрадь. (Слайд 10)
– С момента нашего рождения мы познаем мир.
– Давайте вспомним, как в детстве мы познавали мир, с помощью чего? (Читая книги, разглядывая картинки, фотографии, рисунки и т.д.)
– Действительно, человек лучше понимает и запоминает ту информацию, которая представлена наглядно – с помощью рисунков, фотографий, схем.
– Почему это так? (Слайды 11-14)
– Текст – это самая простая, но не наглядная форма представления информации, если ты не умеешь читать, то смысл написанного не поймешь никогда. Однако, смысл рисунка мы поймём всегда.
– Наглядно показать, как устроены окружающие нас объекты (предметы, процессы, явления), а как они связаны друг с другом, могут схемы.
– Например, для разбора слова по составу используют схему: с помощью этих обозначений можно легко выделить: приставку, корень, суффикс, окончание.
– А как можно удобно представить числовые данные? Ответ кроется в задаче.
Задание: Известно, что некто расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после неё. Декодируйте полученные шифровки (Слайды 15-16): (или используя РТ: №20 С.23)
А-1 Б-2 В-3 Г-4 Д-5 Е-6 Ё-7
Ж-8 З-9 И-10 Й-11 К-12 Л-13 М-14
Н-15 О-16 П-17 Р-18 С-19 Т-20 У-21
Ф-22 Х-23 Ц-24 Ч-25 Ш-26 Щ-27 Ъ-28
Ы-29 Ь-30 Э-31 Ю-32 Я-33
Е Й Б Д С Б Н Н Б
Ответ: Д И А Г Р А М М А.
– Что же такое диаграмма, откроем энциклопедический словарь? (Диаграмма – графическое изображение соотношения каких-нибудь величин.) (Слайд -17)
– Выясним, как можно представить числовые данные с помощью диаграммы.
Решим задачу: Известно, что продолжительности жизни животных разные. О каких животных пойдет речь, узнаем из загадок. (Слайд -29)
На доске последовательно появляются названия животных, потом года жизни:
- Слон – 60
- Крокодил – 40
- Верблюд – 30
- Медведь – 25
- Шимпанзе – 60
- Он трубит, но не трубач,
- Всеми признанный силач.
- Стоя спит под пальмой он.
- Догадались? Это… (слон) (Слайды -30-31)
- По реке плывёт бревно.
- Ох и злющее оно!
- Тем, кто в речку угодил,
- Нос откусит ... (крокодил) (Слайды -32-33)
- Всю жизнь ношу я два горба,
- имею два желудка!
- Но каждый горб – не горб, амбар!
- Еды в них – на семь суток! (Верблюд) (Слайды -34-35)
- Он в берлоге спит зимой
- Под большущею сосной,
- А когда придет весна,
- Просыпается от сна. (Медведь) (Слайды -36-37)
- По деревьям прыгать мастер,
- Сорвала руками лист,
- Ловко скорчила гримасу,
- Головой повисла вниз. (Обезьяна, шимпанзе) (Слайды -38-39)
– Средние продолжительности жизни слона, крокодила, верблюда, медведя и шимпанзе равны 60, 40, 30, 25 и 60 годам соответственно.
– Эти данные можно представить на линейной диаграмме.
– Внимание! Только тот построит диаграмму верно, кто будет внимательно слушать.
– На листе в клетку начертим систему координат. По горизонтали мы будем откладывать годы жизни животных, по вертикали – название животного. Пусть две клетки – 10 лет жизни.
– С помощью линейки начертим 5 горизонтальных отрезков (т.к. 5 животных), длины которых будут равны 60, 40, 30, 25 и 60 мм соответственно (Слайд 40):
Вывод: Диаграмма наглядно показывает продолжительности жизни животных.
– Диаграмма может иметь другой вид. Если повернуть систему координат на 90°, а вместо отрезков нарисовать прямоугольники, у которых одинаковые длины основания, а высоты соответствуют числам 60, 40, 30. 25 и 60. Такую диаграмму называют столбчатой. (Слайд 41)
– Создавать в тетради столбчатые диаграммы долго, а с помощью компьютера быстро.
IV. Практическая работа
– Рассмотрим этапы создания диаграммы на компьютере.
Этапы создания столбчатой диаграммы:
1) Открыть текстовый процессор MS Word;
2) Создать таблицу с данными о животных и количеством лет их жизни;
3) Выделить таблицу;
4) Выполнить команду: ВСТАВКА – РИСУНОК – ДИАГРАММА.
5) Выполнить команду: ДИАГРАММА – ПАРАМЕТРЫ ДИАГРАММЫ – НАЗВАНИЕ ДИАГРАММЫ – Зависимость роста животных от возраста.
– А теперь давайте сами потренируемся создавать диаграммы.
(работа за компьютером)
VI. Первичное закрепление знаний (Слайд 43)
– Как можно наглядно представить информацию? (С помощью рисунков, схем, фотографий, диаграмм)
– Для чего нужны диаграммы?
VIII.Выставление оценок, рефлексивный экран: (Слайд 44)
IX. Домашнее задание
– №26 с.25, №38 с.37.