ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Нагорнова Н.И. Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного. 6 класс

Методическая копилка - Русский язык

Тема:   Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного

Тип урока. Урок повторения и обобщения изученного (практикум).

Цели как деятельность учеников.

М/к: договариваться о совместных действиях, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь и осуществлять взаимный контроль, выступать с сообщениями перед аудиторией сверстников.

6/4ЛР: обобщить теоретический материал по теме «Имя прилагательное»; выявить имеющиеся у пятиклассников пробелы в знаниях по повторяемым темам;работать над ликвидацией этих пробелов путем совместной и индивидуальной работы;совершенствовать умения и навыки, связанные с повторяемыми темами;достичь более глубокого усвоения изученного материала;способствовать формированию навыка правописания орфограмм имен прилагательных.

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Орг. момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Все расселись по местам,

Никому не тесно.

По секрету скажу вам:

«Будет интересно».

- Запишите число, классная работа.

 

II. Активизация знаний обучающихся

- У нас очень много гостей, и они попросили рассказать об учениках нашего класса. Подберите слова, которые характеризуют вас. Вы какие ученики?

- Какую часть речи вы использовали, характеризуя себя?

- Как вы узнали, что это имя прилагательное?
- Можно ли объединить эти слова, по какому – либо признаку?

- Именно по этому признаку прилагательные отличаются от других частей речи.

 

III. Формулирование темы и целей урока

- Сформулируйте тему урока.

- Каковы цели урока?

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (тему) урока.

IV. Вступительное слово учителя

Слайд 1.

- Сегодня у нас урок- путешествие. Я приглашаю вас вместе с гостями побывать в прошлом и настоящем родного города, которому совсем недавно исполнилось 980 лет.

   Моим помощником будет имя прилагательное, потому что без него невозможно описать всю красоту любимого города.

 

V. Повторение и систематизация изученного

1. Языковая разминка

- Итак, в путь! Сейчас мы отправимся на железнодорожный вокзали приобретем билеты на волшебный поезд.

Слайд 2. Курский железнодорожный вокзал.

Так как мы собираемся совершить необычное путешествие, билеты можно получить в кассе только в том случае, если правильно выполнить задания, предложенные кассиром. И вот его первое задание:

Слайд 3.

                                             Орфографическая разминка

(В) (железнодорожный) округе, (красивейший) здание, (больш_й) вокзал, (архитектурный) достопримечательностью, (скрипуч_) вагон.

- Как вы думаете, что нам необходимо сделать?

- Давайте проверим, это ли задание подготовил кассир?

Голос кассира за кадром: «Самостоятельно согласуйте имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже, раскрыв скобки. Помните, что помощниками в этом задании вам будут имена существительные».

- Какое правило о правописании окончаний имен прилагательных мы будем применять, выполняя это задание?

- Напомните это правило.

- Как это будет выглядеть на первом примере?

- Приступайте. Не забудьте указать вид работы: орфографическая разминка.

- Проверьте себя.

Слайд 4.

(В железнодорожном округе, красивейшее здание, большой вокзал, архитектурной достопримечательностью, скрипучий вагон)

- Признайтесь честно, все ли справились с этим заданием? Если не все, то в чём была допущена ошибка?

- Те, кто не совсем справился с заданием или у кого были сомнения, поставьте на полях напротив этого задания вопросительный знак зеленой ручкой. При проверке работ я это учту и путем индивидуальных заданий мы еще раз поработаем над этим правилом.

- Работая с этими словосочетаниями, какое еще правило о правописании прилагательных вам пришлось вспомнить? (о-е после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных)

- Какие слова иллюстрируют это правило?

- Объясните написание этих слов.

- Какая загадка содержится в словосочетании скрипучий вагон?

- Какое правило спрятано в прилагательном скрипучий, если изменить форму этого прилагательного? (Правописание ь после шипящих)

- Напомните это правило.

- Приведите примеры.

- Ребята, на уроках мы говорили о правильном употреблении имен прилагательных. С какой нормой употребления мы еще раз столкнулись в слове красивейшее? ( с орфоэпической – правилами произношения)

- Запомните, в этом слове только одни вариант произношения: красивейшее.

- Поставьте ударение в этом слове. На полях нарисуйте значок: ОВ! – «Обратите внимание».

Голос кассира за кадром: « Поздравляю, задание выполнено успешно, вы получаете билеты на волшебный поезд. Счастливого пути!»

ТОУУ

2. Выборочный диктант по материалам творческого проекта-презентации обучающихся

— Наше путешествие продолжается. Мы смотрим в окошки и вспоминаем, чем так славится Курский край. Постепенно приближаемся к станции «Разрядной».

- Как вы думаете, что нас ожидает на этой станции?

- Какие разряды прилагательных существуют в русском языке?

   Авторская группа в составе … подготовила творческий проект-презентацию на тему «Визитная карточка города Курска» с использованием прилагательных различных разрядов.

- Запишите в тетради зеленой ручкой следующий вид работы «Выборочный диктант»

Так как наш волшебный поезд состоит из трех вагонов: 1, 2, 3 – получите задание по вагонам.

Первый вагон. Выпишите в тетрадь словосочетания, в состав которых входят качественные имена прилагательные.

Второй вагон. Выпишите словосочетания, в состав которых входят относительные прилагательные.

Третий вагон. Выпишите словосочетания, в состав которых входят притяжательные имена прилагательные.

Презентанция

Голос за кадром: «Станция «Разрядная».

- Ребята, стоянка 3 минуты. Нужно многое успеть. Поэтому не будем терять время, выйдем на перрон и проверим задание.

(качественные – ароматная (антоновка), родной (герб), пышная (природа), прохладный (Сейм).

относительные – Курский (регион), государственный (цирк), войлочные (валенки)

притяжательные – соловьиные (трели), бабушкина (картошка)

- Какие способы определения разрядов прилагательных вы использовали?

— Да, задание было не из лёгких. Поэтому, кто засомневался, поставьте на полях вопросительный знак зеленого цвета. А создатели проекта получают отметки «5».

- Но я рада, что всё-таки мы с заданием справились! Можно продолжать путь!

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в своей системе знаний, задавать вопросы.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу).

Коммуникативные УУД:

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Уметь работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности.

4. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

3. «Четвертое лишнее»

4.«Учимся играя». (Фронтальный опрос и индивидуальные задания)

Мы приближаемся к Базарной площади. Так ранее называлась современная Красная площадь.

Слайд 5. Базарная (Красная) площадь.

     - Как вы думаете, почему?

- Курск являлся немаловажным торговым центром. Развитию торговли способствовало его расположение на пересечении речных путей: Десны, Сейма, Тускари и т.д. Из города курские купцы увозили свои товары за границу, сюда прибывали заморские гости, промышляющие торговлей.

Голос за кадром: «Станция Непостоянная».

- Какое-то странное название. Вы не знаете, почему?

- Здесь нас должны встречать. Но почему-то встречающие задерживаются. Мы пока подготовимся к встрече с ними.

- Запишите следующий вид работы – «Четвертое лишнее»

- Спишите с доски. Подчеркните четвертое лишнее.

1. Падеж, спряжение, число, род.

2. (По) многоголосой (ярмарке) – Д.п., ед.ч., 1 скл., ж.р.

3. Разноцветные (платки) – прил., мн.ч., Им.(В.п.), м.р.

- Назовите «четвертое лишнее» под цифрой 1. Почему?

-//- под цифрой 2?

-//- под цифрой 3?

- Ребята, кто затрудняется, не забывайте о зеленом «вопросике».

(звучит песня Н.Кадышевой)

- А вот и скоморохи! Здравствуйте, мы рады встрече с вами!
 

(Инсценирование.Входят скоморохи, коробейники под веселую музыку)

1 скоморох: На ярмарку! На ярмарку!

2 скоморох: Спешите все сюда!

3 скоморох: Торопись, честной народ!

                   Тебя ярмарка зовет!

1 скоморох: Все товары хороши!

2 скоморох: Что угодно для души!

3 скоморох: А товары не простые.

1 скоморох: Все заданья удалые!

2 скоморох: За оценки дорогие!

3 скоморох: И подарки расписные!

1 скоморох : У меня вопросик есть!

                   Ответьте нам старательно,

                   Что такое прилагательное?

Слайд 6. Курский государственный цирк.

2 скоморох (правильно ответившему скоморох дарит открытку с изображением Курского цирка + индивидуальное задание (образовать все формы степеней сравнения от слова раздольный).

Медведи в танце кружатся,

Урчит проворный тигр.

Мы приглашаем вас прийти

В наш новый Курский цирк!!

3 скоморох: Что ж, ответы – загляденье!

                   Прямо всем на удивленье!

1 скоморох: Подходи-ка, детвора!

                   Приз разыгрывать пора!

                   Кто из вас повнимательней?

                   Как изменяется прилагательное?

Слайд 7. Курский драматический театр имени А.С. Пушкина.

2 скоморох (правильно ответившему скоморох дарит открытку с изображением Курского Драматического театра имени А.С. Пушкина + индивидуальное задание задание (образовать все краткие формы слова звонкий)

                 Театр – полет свободной мысли,

                 В нем мир фантазии живет.

                 Чудесная игра актеров

                 Любых сердец растопит лед.

 

VI. Динамическая пауза (этап физической разрядки).

Цель: сменить вид деятельности

3 скоморох: Устали с вами не на шутку!

                   Настало время физминутки.

1 cкоморох: Я высокий!

2 скоморох: А я ниже!

1 скоморох: Я широкий!

2 скоморох: А я уже!

1 скоморох: Я силач!

2 скоморох: А я слабее!

1 скоморох: Я мудрец!

2 скоморох: А я глупее!

3 скоморох: Вот и солнце закатилось!

                   Наша ярмарка закрылась!

                 Все дружно: Приезжайте снова к нам!

                   Рады мы всегда гостям! (под музыку скоморохи уходят)

Личностные УУД:

установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

5. Совместная проверка индивидуальных заданий

- Ребята, на какие слова вы обратили внимание, когда упражнялись   со скоморохами? (ниже, уже, слабее, глупее)

- С точки зрения лексикологии что это за слова? (антонимы)

- Формами чего являются эти слова? (формами степеней сравнения прилагательных)

- Наше путешествие по Базарной площади закончилось. Но не все смогут войти в вагон, занять свои места и продолжить путешествие. У нас остались ребята, получившие индивидуальные задания от скоморохов.

- Давайте проверим их! И в случае необходимости поможем!

- Найдите в конспектах правило «Степени сравнения прилагательных».

- Как образуется простая форма сравнительной степени?

- Проверяем: звонче. Правильно?

- Как образуется составная форма сравнительной степени?   и т.д.

- Молодцы! Ну что? Поехали дальше? Вдалеке виднеются огни новой станции  

 

6. Самостоятельная работа с последующей проверкой

- И пока мы приближаемся, следующий вид работы – «Проверь себя».

Слайд 8. Коренная пустынь

- Перед вами текст под названием «Коренная пустынь», к нему задание (Cлайд 9. Карточка с заданием).Это задание вы должны выполнить самостоятельно в карточках. Будьте внимательны. Поезд движется с быстрой скоростью, поэтому не задерживайтесь. До стоянки осталось 3 минуты.

Голос за кадром: Станция «Синтаксическая»


- Проверим себя.

- Каким образом вы выполнили задание В1?

- Каким образом вы выполнили задание В2?

- Каким образом вы выполнили задание В3?

- Ребята, сделайте вывод. Какими членами предложения могут являться полные прилагательные?

- Краткие прилагательные?

- Те, кто испытывал затруднения, выполняя эту работу, напротив заданий поставьте вопросительный знак.

- Вложите карточки в тетради для проверки.

 

7. «Подбери эпитет»

- Ребята, вот мы и приближаемся к завершению нашего путешествия, к нашему привычному Курску, к конечной станции.

Слайд 10. «Черно-белый» Курск.

- Но разве таким – черно-белым – видим мы наш Курский край?

(чтение учителем текста, записанного на доске)

Эта земля … . … степи тянутся вдаль. …лентой вьется … река. Лучи солнца озаряют отблесками ее … поверхность. В … синеве неба парят … птицы. Здесь дышишь

… воздухом … трав.

   … ветерок коснется … камышей, и они споют … песню о нашей … стороне.

- Ребята, смог ли автор передать прелесть курской земли, насколько точно показал ее неповторимость? Почему?

- Правильно, автор не смог детально описать красоту и неповторимость курской земли, так как в тексте нет эпитетов (красочных прилагательных).

- Запишите следующий вид работы «Подбери эпитет».

- Чтобы наш текст не оставался без прилагательных, словно птица без крыльев, помогите автору передать красоту и своеобразие Курского края.

- Раскрасьте его, покажите его красоту и неповторимость. И пусть это волшебное имя прилагательное поможет вам выразить свои чувства, свою любовь к нашему городу. Пользуясь «Словариком эпитетов», вставьте прилагательные и озаглавьте текст.

Голос за кадром: «Станция выразительная».

- Ребята, кто из вас желает прочитать получившийся текст? (1-2 уч-ся)

Слайд 11. «Красочный» Курск.

- Ребята, посмотрите – вам удалось передать своеобразие и красоту нашего края – и город окрасился яркими, сочными красками.

- Какова роль имен прилагательных в нашей речи?

 

VII. Итог урока

- Ребята, какие знания вам понадобились, чтобы совершить наше увлекательное путешествие?

- Какой учебный материал вы знаете хорошо?

- Какой учебный материал вам надо повторить?

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VIII. Домашнее задание

- Работу по устранению выявленных недочетов вы проведете дома, повторив теоретические сведения по конспекту и составив словарный диктант из 15 слов, включающий те орфограммы, в знании которых вы сомневаетесь.

- Некоторые ученики в качестве домашнего задания получат индивидуальные задания: подготовить сообщение об этимологии слов: Пушкарная, Стрелецкая, Казацкая.

- Ребята, знакомы ли вам эти слова?

 

IX. Рефлексия

- Ребята, я надеюсь, что после нашего урока наш город открылся для вас по-новому, он стал вам ближе и роднее. Так давайте будем любить Курск, беречь его прошлое, заботиться о настоящем, думать о будущем и гордиться званием курянин!

- В конце урока вас ожидает небольшой сюрприз. В знак того, что вам понравился наш урок и вы хотите продолжить совершать такие увлекательные путешествия, возьмите из корзины красное яблоко. Если что-то разочаровало, возьмите зеленое яблоко. Кушайте на здоровье! И вспоминайте еще один символ Курского края.