Важность физкультминуток в школе как элемента здоровьесберегающих технологий
Автор: edu1
Важность физкультминуток в школе как элемента здоровьесберегающих технологий
Ребенок пошел в школу. Теперь в его расписании появились настоящие уроки, домашние задания. Маленькому человеку нужно вырабатывать в себе ответственность, усидчивость и еще много разных, почти взрослых качеств. Как же непросто малышам!
Что может помочь детям лучше справляться с новыми жизненными задачами? Быть может, вы удивитесь. Это не только передовые учебно-методические разработки, не только разнообразные дидактические материалы, но и старые знакомые — физкультминутки.
Этот элемент двигательной активности учителя включают в урок минимум два раза, в зависимости от общего состояния детей. Такой перерыв в занятиях на 2 – 3 минуты необходим детям.
Физкультминутки помогают снять эмоциональное и физическое напряжение, переключить внимание, с тем, чтобы после способствовать лучшей концентрации на изучаемом предмете.
Учащиеся начальной школы очень любят физкультминутки. Им по душе и стихотворения и прибаутки, знакомые еще с детского сада. В нашей школе каждый урок разбавлен таким подвижным перерывом. Причем, в зависимости от интенсивности и напряженности урока применяются физкультминутки, посвященные работе с разными частями тела: руки, ноги, спина, шея, глаза.
Физкультминутки рекомендуется проводить и во время выполнения домашних заданий!
Пример проведения физкультминуток в течение учебного дня в начальной школе. Первая физкультминутка — перед началом первого урока.
В школу мы с тобой пришли (дети маршируют на месте).
Всех друзей своих нашли (руки на поясе, наклоны влево - вправо в ритм стиха).
Будем в школе мы читать (наклоны головой вперед).
Будем в школе мы писать (сжимание-разжимание пальцев на вытянутых руках).
И конечно, и конечно, будем много-много знать (дети совершают несколько «приседаний» за парту и вставаний из-за нее)!
Такое начало дня помогает детям сразу сконцентрировать внимание, облегчает переход от домашней обстановки к рабочей атмосфере класса, настраивает на учебный процесс.
Дальнейшие физкультминутки будут хороши после долгой письменной работы или долгого зрительного напряжения.
Физкультминутка для рук. Проводится сидя, дети не встают из-за парт.
Правая ладошка, левая ладошка (ладони прижимаются одна к другой, трутся друг о друга).
Наступила вам пора отдохнуть немножко (пальцы переплетаются, сжимаясь-разжимаясь).
Правой ручкой потрясем (встряхивание правой кистью).
Левой ручкой потрясем (встряхивание левой кистью).
С неба звездочки достанем и в тетрадку соберем (дети поочередно тянутся правой и левой руками к потолку и «собирают с неба звездочки»).
Раз, два, три, четыре, пять - надо пальцы посчитать (касание пальцами одной руки пальцев другой: большой к большому, указательный к указательному и т.д.).
Чтобы ровно и красивовсе в тетрадке написать (поочередное поглаживание кистью одной руки кисти другой).
На ногах носки и пятки тоже просят физзарядки.
Мы носками постучим (пятки стоят на полу, носки поочерёдно стучат по полу)
Мы поставим пятки (все наоборот)
Вот мы ходим, как медведь (переваливание на внешних сторонах стоп с ноги на ногу),
Скачем, как зайчатки (подскоки на носках на двух ногах).
Вот козлёнок на лугу (ноги врозь/скрестно),
Вот машина едет (руки «рулят»),
А за ними мчится гусь
На велосипеде (упражнение «велосипедик»).
Весёлая физкультминутка общего характера.
Жил-был зайчик,
Длинные ушки (руки вверх, работает только кисть, вперед-назад)
Отморозил зайчик
Носик на опушке (приседание вправо-влево, при этом показываем указательным пальчиком на носик).
Отморозил носик,
Отморозил хвостик (приседания вправо-влево, руки на поясе)
И поехал греться (волнообразное движение правой - левой рукой)
К ребятишкам в гости (наклон вперед, руки разводим в стороны).
Там тепло и славно (наклоны вправо – влево, руки, ладошками вместе под щечку),
Волка нет (руки вперед, указательными пальчиками вправо - влево).
И дают морковку на обед (руки вперед, показываем большие пальчики).
Физкультминутка для глаз. Дети остаются сидеть за партами.
Глазкам нужно отдохнуть (ребята закрывают глаза).
Нужно глубоко вздохнуть (глубокий вдох, глаза все так же закрыты).
Глаза по кругу побегут (глаза открыты, движение глазами по кругу по часовой и против часовой стрелки).
Много-много раз моргнут (частое моргание глазами).
Глазкам стало хорошо (легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз).
Увидят мои глазки все ( глаза широко открыть, на лице широкая улыбка)!
А главное - детей стоит научить самому простому упражнению: улыбаться!!!
Это источник сил и бодрости, научит ребят «высоко держать голову перед лицом проблем».
Как много могут простые физкультминутки!
Используемые источники:
1. Крупенчук О. И. Стихи для развития речи.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008.
2. Лях В. И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся. 1-11 классы. Программы для учителей. Издательство: Просвещение, 2010 г.
3. Силантьева С. В. Подвижные игры на каждый день дл укрепления здоровья детей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012.
4. http:// 16 school.ucoz.net/publ.