Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Технология формирования универсальных учебных действий обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования

Автор: edu1

Л.А. Волобуева, учитель русского языка и литературы
                                  МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
                     с углубленным изучением отдельных предметов №7
 имени  А.С. Пушкина»
Технология формирования универсальных учебных действий обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования.
От теоретической разработки до практического претворения ведущих идей обновления содержания школьного образования – «дистанция огромного размера», несмотря на целесообразность кардинального замысла модернизации российского образования. Концепции государственного масштаба разрабатываются учеными, а претворять их призваны практики, которым совершенно очевидно не обойтись без творческого осмысления стратегии преобразований, без «перевода» концептуальных положений на «язык» практических мер, действий, операций. В этом методическое объединение учителей русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа…» глубоко убеждено. Поэтому коллективом педагогов была поставлена задача: оказать помощь учителям в их творческом поиске оптимальных способов подготовки к реализации федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. С этой целью методическое объединение учителей русского языка и литературы выступило с инициативой провести внутришкольное повышение квалификации по данной проблематике.
В ходе разработки программы повышения квалификации «Формирование готовности учителей к реализации основной образовательной программы основного общего образования» мы исходили из того, что учителя призваны стать не только проводниками, посредниками введения школьного стандарта нового поколения, но и создать условия для обеспечения качества его реализации, особенно в такой его области, как формирование и развитие универсальных учебных действий школьников.
 Как помочь учителю изучить те изменения, которые будут внесены в содержание образования в соответствии  с введением федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)? Как организовать обучение педагогических кадров введению инноваций, которые влечет за собой реализация  ФГОС ООО в образовательный процесс в российской школе?   Как обеспечить эффективную работу по формированию и развитию универсальных учебных действий (УУД) как инвариантной основы образовательного и воспитательного процессов?       
 Разработчики данной программы повышения квалификации полагали, что одним из важных условий обеспечения эффективности процесса повышения квалификации педагогов школы  является использование интерактивного обучения, в том числе игровых технологий (театрализации, сюжетно-ролевых, организационно-деятельностных, имитационных игр, игрового моделирования). Инициаторы реализации данной программы внутришкольного повышения квалификации были убеждены, что игры приучают человека к тем физическим и психологическим условиям, которые необходимы для работы. Игра занимает ведущее место в социальном формировании и развитии человека как субъекта познания и деятельности (Б.Г. Ананьев).
Организационно-деятельностная игра «Методическое погружение в федеральный государственный стандарт основного общего образования: формирование и развитие универсальных учебных действий школьников» служит созданию (имитации)  педагогических ситуаций, необходимых для  формирования и развития мотивационно-ценностных установок, позиций, ролей,  профессиональных потребностей, навыков, интересов участников  процесса модернизации содержания школьного образования, в нашем случае – процесса подготовки учителей к введению нового стандарта, реализации такой его подпрограммы, как формирование и развитие УУД в основной школе. Это одно из назначений данной игры.
Ведущие задачи состоят:
-                                 в формировании целостной профессиональной компетентности педагогов в области существенного обновления содержания школьного образования в части формирования УУД;
-                                 в освоении компетентностного подхода к проектированию программы формирования и развития УУД;
-                                 в определении генеральных целей и новаций ФГОС ООО в области формирования УУД.
Методическое погружение в проблему подготовки  к реализации ФГОС ООО  служит формированию нового видения современной стратегии модернизации содержания образования на разных ступенях обучения; современного понимания  целей управления качеством образования, а также определению новых направлений в проектировании содержания методической работы в логике требований  основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО).
Методическое погружение, как понимали разработчики программы,  должно быть расширенным по содержанию, выводящим изучение обозначенной проблемы в плоскость философского, педагогического, психологического, культурологического рассмотрения избранной проблемы.
Мы исходим из понимания учебной среды, предложенного М.В. Клариным, как реальности, в которой участники находят для себя область осваиваемого опыта. Поэтому так важно, чтобы в ходе подготовки и проведения погружения осуществлялись:
·      мотивация ценностного отношения персонала к незнанию, расширение границ антропологического, аксиологического, акмеологического, педагогического знания; актуализация основополагающих методологических  подходов к проектированию содержания школьного образования, представлений о базовых принципах его реформирования, о современных подходах к организации образовательного процесса; формирование у педагогов творческого, преобразующего отношения к осваиваемому теоретическому знанию;
·      определение миссии ФГОС ООО для обеспечения развития основного общего образования, его роли в повышении качества и эффективности школьного образования, приведении его в соответствие с потребностями времени; реализации личностной ориентации содержания образования, усилении воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, утверждении ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлении личности ученика;
·      исследование влияния факторов внешней, внутренней среды, ожиданий заинтересованных групп, субъектно-личностных факторов на процесс подготовки школьных методических объединений к внедрению ФГОС ООО;
·      определение стратегических целей педагогической деятельности; выстраивание цепочки цели – задачи – практические задания – план работы методического объединения по подготовке к введению ФГОС ООО;
·       прогнозирование возможных тенденций развития педагогической ситуации в контексте изменений во внешней и внутренней среде образовательного учреждения, с учетом динамики социального заказа школе со стороны потенциальных потребителей образовательных услуг -  обучающихся и их родителей; проектирование условий, обеспечивающих вариативность и свободу выбора в образовании для субъектов образовательного процесса;
·      разработка ценностных основ  образовательной политики школы, обеспечивающей личностную ориентацию содержания образования в условиях модернизации, возможность  обучения каждого по его индивидуальной образовательной траектории;
·      проектирование ресурсного обеспечения  реализации ФГОС ООО  (нормативно-правового, материально-технического, финансово-экономического, информационного, кадрового, программно-методического);
·      определение современного контекста внутришкольной методической работы, формулирование новой миссии методической работы, определение ее стратегических целей в условиях реализации ООП ООО;
·      рефлексия степени соответствия внутренних ресурсов и возможностей образовательного учреждения, его системы управления требованиям ФГОС ООО.
Трансформировав известную формулу А.С. Белкина о востребованности жизненного опыта обучающегося, сочетании знаниевых, эмоциональных и деятельностных путей педагогического взаимодействия применительно к специфическим особенностям категории обучающихся, была и определена траектория движения педагогов в ходе методического погружения: от педагогического опыта учителя – к новым профессиональным знаниям и от знаний – к новому педагогическому опыту. Здесь принципиально важно сформировать у учителей творческое, преобразующее отношение к осваиваемому знанию, создать условия для проявления их субъектной позиции, развитию созидательного начала как в плане совершенствования педагогической деятельности, так и в плане развития личностного потенциала  учителя.
Технология педагогического погружения предусматривает создание из числа участников инициативной группы, своеобразной методической команды, в состав которой должны входить разные по уровню профессиональной компетентности, педагогической культуры, мотивированности к инновационной деятельности, профессионально-личностному развитию и саморазвитию учителя, принадлежащие к разным педагогическим поколениям и являвшиеся носителями различных  профессиональных ценностей.
Участие в методической команде уже само по себе содержит ряд позитивных моментов. Оно способствует развитию творческих способностей участников данного процесса, актуализации личностного потенциала учителей, востребует проявление их педагогической индивидуальности. Работа в методической команде создает условия для субъектно-смыслового общения учителей, побуждает их к активному профессиональному диалогу, согласованию позиций о способах достижения поставленных целей.
Командная работа дает возможность каждому слушателю быть успешным, корректирует педагогическую «Я-позицию» членов команды, формирует чувство ответственности за результаты совместной деятельности, ставит обучающихся в позицию активных организаторов собственного процесса повышения квалификации.
Особое место в программе повышения квалификации учителей по подготовке к реализации ФГОС отводится использованию сюжетно-ролевых, деловых, организационно-деятельностных игр, направленных на создание особой дидактико-коммуникативной среды, в которой реализовывалась идея М.М. Бахтина о совместном открытии и постижении смысла в ходе диалогического общения. В ходе игры была востребована и идея  В.С. Библера о диалоге разных культурных смыслов бытия.
Игра предполагала перевоплощение обучающихся в конкретных представителей научной мысли, отстаивание их взглядов на природу человека, предназначение образования в различные возрастные периоды жизни школьника, в развитии его человеческого потенциала, а также  усовершенствовании  общества в целом. Игра призвана способствовать развитию аналитической культуры учителей, формированию умения выделять сущностные характеристики различных концепций, умению видеть побудительные мотивы автора, предложившего тот или иной способ разрешения педагогической проблемы, развивала системное представление о  педагогических теориях в пространственном и временном диапазоне, умение сопоставлять  культурно-исторические аналоги с современными педагогическими концепциями.
Методическое погружение  требует тщательной подготовительной работы как со стороны руководителей программы внутришкольного повышения, так  и серьезной самостоятельной работы исследовательского характера со стороны педагогов. Участники игры были разбиты на пять групп: 1) инициативная группа по подготовке и проведению игры; 2) группа активных участников-исследователей; 3) группа экспертов; 4) группа педагогического дизайна; 5) рабочая группа участников. Каждая группа реализовывала определенные задачи на этапе подготовки и проведения деловой игры.
 В содержание деятельности «Инициативной группы» входило: определение темы деловой игры, перечня проблем для обсуждения в ходе игры; формулирование целей и задач, общей стратегии проведения игры; проектирование состава творческих, исследовательских групп; определение потенциала, возможностей и степени заинтересованности обучающихся участвовать в работе тех или иных групп, их комплектование; выбор научных консультантов по теме игры; подготовка необходимого информационного обеспечения для раскрытия темы; координация деятельности других групп, отслеживание результатов подготовительной работы.
Вторая группа была названа «Исследователи», поскольку в ее состав входило несколько микрогрупп, каждая из которых имела свое собственное поле деятельности и занималась разработкой определенного методического проекта. Так, группа «Аналитиков» получила задание подготовить визитную карточку ФГОС ООО. В ее задачи входила формулировка основных принципов  реформирования содержания общего образования в контексте идеологии модернизации образования; выделение основных педагогических доминант (приоритетов) в ФГОС ООО; обозначение педагогических инноваций по ступеням образования и определение прогнозируемых областей возможных затруднений при реализации стандарта. 
Группа «Универсальные учебные действия: учебные достижения?»  занималась разработкой методического проекта под условным названием «Лестница учебных достижений: знаю, умею, могу». Она рассматривала динамику развития универсальных учебных действий у обучающихся в соответствии с логикой  требований ФГОС; разрабатывала критерии и показатели для оценки уровня их сформированности для каждой ступени образования; определяла содержание деятельности педагога по формированию УУД в зависимости от уровня их проявления (достаточно необходимого, репродуктивного, творческого).
Предметом исследования группы «Ресурсное обеспечение» являлось нормативно-правовое, кадровое, программно-методическое, информационное, материально-техническое (учебно-лабораторное) обеспечение реализации ФГОС ООО.
Группа «Внутришкольный контроль» осуществляла проектирование содержания внутришкольного контроля за ходом подготовки  и реализации ФГОС ООО; определяла объекты для внутришкольного контроля, его виды и методы осуществления, а также уровни представления результатов по итогам контроля.
Группа «Эксперты» разрабатывала проблемные вопросы, направленные на прояснение позиции представителей исследовательских микрогрупп, поддержание активности, внимания участников деловой игры; осуществляла рефлексивный анализ фазы обсуждения обозначенных проблем; прогнозировала возможные результаты игры, делала обобщения в ходе игры и занималась подготовкой консолидированного итогового документа в виде педагогического меморандума. В эту группу водили высококвалифицированные педагоги, руководители методических объединений, обладающие хорошей аналитической культурой, отличающиеся проблемным видением, умеющие делать обобщения, четко формулировать выводы.
Деятельность экспертов была направлена на анализ качества разработки  методических проектов в области формирования и развития УУД, соотнесение их с особенностями образовательного пространства в различных типах образовательных учреждений. Работа в группе экспертов способствовала развитию у руководителей школ системного видения решения рассматриваемых управленческих проблем. Позиция эксперта чрезвычайно ответственна. Она требует от участников игры вдумчивого и уважительного отношения к педагогическому наследию прошлого и настоящего, что не исключало его критического осмысления. Участники данной группы учитывали, что опасность, которая подстерегает любого эксперта, состоит в том, что критика недостатков начинает перевешивать реальные достоинства отдельных идей и положений рассматриваемых педагогических теорий и практико-ориентированных методических проектов. Смысл деятельности эксперта мы усматривали в актуализации важнейших теоретических положений научного наследия разных авторов, в создании банка невостребованных школьной практикой педагогических идей; в выявлении новых смыслов известных педагогических теорий прошлого и настоящего, в новом их прочтении с позиций современной науки и практики, в выделении прогрессивного педагогического опыта, в формировании портфеля педагогических новшеств и инноваций, способствующих повышению качества образования.
Группа «Управленческий дизайн» создавала соответствующую атмосферу для проведения деловой игры: выполняла оформление интерьера в соответствии с общим замыслом игры, подготавливала средства наглядности, раскрывающие содержание обсуждаемых проблем, осуществляла мультимедийное сопровождение деловой игры, занималась  методическим  символотворчеством. От усилий именно этой группы во многом зависил эмоциональный фон деловой игры, ее восприятие рядовыми участниками.
«Рабочая группа участников» с функциями экспертов включала в себя оставшуюся часть педагогического коллектива. Члены этой группы задавали вопросы микрогруппам исследователей, вступали в полемику, выступали в качестве оппонентов разработанных методических проектов, отдельных суждений представителей группы исследователей, создавали банк идей.
Реализация сценария игры происходила в проблемной ситуации, которая требует от каждого участника актуализации человеческого (духовно-нравственного, психофизиологического, социокультурного, специально-деятельностного) потенциала, обращения к своему внутреннему «Я», рефлексии сложившейся системы ценностей. В деловой игре создается обстановка, способствующая проявлению обучающимися своих коммуникативных способностей, умений строить деловые отношения, осуществлять «ревизию» стилей общения в плоскости реализации идей педагогики сотрудничества. Итогом игры является построение рабочих педагогических матриц, раскрывающих основное содержание выполненных методических проектов, позволяющих педагогам четко  представить, на каких вопросах целесообразно сконцентрировать внимание на этапе подготовки и реализации ФГОС ООО; разработка внутриорганизационной системы повышения квалификации и контрольно-измерительных материалов по вопросам подготовки к введению ФГОС ООО.
Педагогические проекты деловой игры
 «Методическое погружение в федеральный государственный стандарт основного общего образования: формирование и развитие универсальных учебных действий школьников»
В процессе деловой игры «Методическое погружение в федеральный государственный стандарт основного общего образования: формирование и развитие универсальных учебных действий школьников» предусматривалась разработка педагогических проектов.
Первый проект – «Визитная карточка стандарта» включала следующие модули:
М1 – общие принципы реформирования содержания образования в контексте идеологии модернизации отечественного образования;
М2 – педагогические доминанты ФГОС ООО;
М3 – инновации, определенные стандартом;
М4 – педагогические условия модернизации содержания образования на уровне образовательного учреждения и учебного предмета «Русский язык».
Второй проект – «Лестница учебных достижений: знаю, умею, могу» состоял из подпрограммы: «Формирование и развитие универсальных учебных действий школьников».
Подпрограмма предусматривала  перечень универсальных учебных действий школьников; содержание деятельности педагога  по формированию универсальных учебных действий; уровни проявления (сформированности) в деятельности обучающихся.
Третий проект – «Ресурсное обеспечение реализации ФГОС ООО» направлен на формирование целостности и единства  таких модулей, как:
М1–нормативно-правовое обеспечение подготовки школьных практиков к введению ФГОС ООО;
М2 – развитие кадровых ресурсов. Названный модуль предусматривал разработку внутриорганизационной системы повышения квалификации «Готовность педагогов к реализации Федерального государственного стандарта основного общего образования»;
М3–программно-методическое обеспечение подготовки учителей русского языка и литературы к реализации ФГОС ООО;
М4 – качество информационного обеспечения образовательного учреждения к реализации ФГОС ООО;
М5 – материально-техническое (учебно-лабораторное) обеспечение образовательного учреждения к реализации ФГОС ООО.
Четвертый проект «Внутришкольный контроль за качеством подготовки к введению ФГОС ООО» предусматривал рассмотрение следующих модулей
М1 – цели внутришкольного контроля;
 М2 – тематика внутришкольного контроля за реализацией ООП ООО;
М3 –задачи внутришкольного контроля за формированием и развитием УУД;
М4 – сроки внутришкольного контроля, ответственные за проведение контроля;
М5 – оформление результатов  внутришкольного контроля  за качеством подготовки к реализации ФГОС ООО.
Ниже приводится предложенный творческой группой  вариант выполнения проекта «Формирование и развитие универсальных учебных действий школьников».
Технологическая карта проекта «Формирование и развитие
универсальных учебных действий школьников»
    
 

Симфония духовно-нравственного и культурологического подходов...

Автор: edu1

Симфония духовно-нравственного и культурологического подходов в преподавании основ православной культуры с использованием краеведческих принципов.

(публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности учителя ОПК и основ духовно – нравственной культуры народов России» Татаренковой Татьяны Михайловны)

   За годы ведения предмета «Основы православной культуры» у меня сложилась своя методическая система, которая имеет результат в образовании и воспитании учащихся. 

Актуальность создания методической системы.

 

Системно-деятельностный подход на уроках географии

Автор: edu1

Системно-деятельностный подход на уроках географии в аспекте  требований ФГОС при работе с одаренными детьми

(публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности учителя географии Татаренковой Татьяны Михайловны)

                                  

Мечтала в детстве горы покорять,
Разведать, где руда, где золото, где уголь.
И вот с указкой стоя у доски,
Я много лет уж путешествую по миру!
Что может быть прекраснее на свете,
                                                                   Чем сердце, отданное детям.

    Новый век требует эволюции профессиональных взглядов. События сменяют друг друга, как кадры кинохроники, огромные скорости, лавина информации, то, что было новым сегодня, завтра неизбежно устаревает, все быстро и стремительно меняется, меняется ученик, а значит должен поменяться урок и как неизбежность, способ подачи информации на уроке. Учить и учиться должны по новому. Нам надо учить так, чтобы ученик одиннадцать лет, копивший огромный багаж знаний, сделав несколько самостоятельных шагов в жизни, понял, что этот багаж не бесполезен, подобно бабушкиному сундуку, а ценен.

 

Важность физкультминуток в школе как элемента здоровьесберегающих технологий

Автор: edu1

Важность физкультминуток в школе как элемента здоровьесберегающих технологий

sdorovie         Ребенок пошел в школу. Теперь в его расписании появились настоящие уроки, домашние задания. Маленькому человеку нужно вырабатывать в себе ответственность, усидчивость и еще много разных, почти взрослых качеств. Как же непросто малышам!

        Что может помочь детям лучше справляться с новыми жизненными задачами? Быть может, вы удивитесь. Это не только передовые учебно-методические разработки, не только разнообразные дидактические материалы, но и старые знакомые — физкультминутки.

        Этот элемент двигательной активности учителя включают в урок минимум два раза, в зависимости от общего состояния детей. Такой перерыв в занятиях на 2 – 3 минуты необходим детям.

    Физкультминутки помогают снять эмоциональное и физическое напряжение, переключить внимание, с тем, чтобы после способствовать лучшей концентрации на изучаемом предмете.

     Учащиеся начальной школы очень любят физкультминутки. Им по душе и стихотворения и прибаутки, знакомые еще с детского сада. В нашей школе каждый урок разбавлен таким подвижным перерывом. Причем, в зависимости от интенсивности и напряженности урока применяются физкультминутки, посвященные работе с разными частями тела: руки, ноги, спина, шея, глаза.

Физкультминутки рекомендуется проводить и  во время выполнения домашних заданий!

  Пример проведения физкультминуток в течение учебного дня в начальной школе.  Первая физкультминутка — перед началом первого урока.

В школу мы с тобой пришли (дети маршируют на месте).

Всех друзей своих нашли (руки на поясе,  наклоны влево - вправо в ритм стиха).

Будем в школе мы читать (наклоны головой вперед).

Будем в школе мы писать (сжимание-разжимание пальцев на вытянутых руках).

И конечно, и конечно, будем много-много знать (дети совершают несколько «приседаний» за парту и вставаний из-за нее)!

   Такое начало дня помогает детям сразу сконцентрировать внимание, облегчает переход от домашней обстановки к рабочей атмосфере класса, настраивает на учебный процесс.            

   Дальнейшие физкультминутки будут хороши после долгой письменной работы или долгого зрительного напряжения.

Физкультминутка для рук. Проводится сидя, дети не встают из-за парт.

Правая ладошка, левая ладошка (ладони прижимаются одна к другой, трутся друг о друга).

Наступила вам пора отдохнуть немножко (пальцы переплетаются, сжимаясь-разжимаясь).

Правой ручкой потрясем (встряхивание правой кистью).

Левой ручкой потрясем (встряхивание левой кистью).

С неба звездочки достанем и в тетрадку соберем (дети поочередно тянутся правой и левой руками к потолку и «собирают с неба звездочки»).

Раз, два, три, четыре, пять - надо пальцы посчитать  (касание пальцами одной руки пальцев другой: большой к большому, указательный к указательному и т.д.).

Чтобы ровно и красивовсе в тетрадке написать (поочередное поглаживание кистью одной руки кисти другой).

На  ногах носки и пятки тоже просят физзарядки.

Мы  носками постучим (пятки стоят на полу,  носки поочерёдно стучат по полу)

Мы поставим пятки (все наоборот)

Вот мы ходим, как медведь (переваливание на внешних сторонах стоп с ноги на ногу),

Скачем, как зайчатки (подскоки на носках на двух ногах).

Вот козлёнок на лугу (ноги врозь/скрестно),

Вот машина едет (руки «рулят»),

А за ними мчится гусь

На велосипеде (упражнение «велосипедик»). 

Весёлая физкультминутка общего характера.

Жил-был зайчик,

Длинные ушки (руки вверх, работает только кисть, вперед-назад)

Отморозил зайчик

Носик на опушке (приседание вправо-влево, при этом показываем указательным пальчиком  на носик).

Отморозил носик,

Отморозил хвостик (приседания вправо-влево, руки на поясе)

И поехал греться (волнообразное движение правой - левой рукой)

К ребятишкам в гости (наклон вперед, руки разводим в стороны).

Там тепло и славно (наклоны вправо – влево, руки, ладошками вместе под щечку),

Волка нет (руки вперед, указательными пальчиками вправо - влево).

И дают морковку на обед (руки вперед, показываем большие пальчики).

Физкультминутка для глаз. Дети остаются сидеть за партами.

Глазкам нужно отдохнуть (ребята закрывают глаза).

Нужно глубоко вздохнуть (глубокий вдох, глаза все так же закрыты).

Глаза по кругу побегут (глаза открыты, движение глазами по кругу по часовой и против часовой стрелки).

Много-много раз моргнут (частое моргание глазами).

Глазкам стало хорошо (легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз).

Увидят мои глазки все ( глаза широко открыть, на лице широкая улыбка)!

А главное - детей стоит научить самому простому упражнению: улыбаться!!! 

Это источник сил и бодрости, научит ребят «высоко держать голову перед лицом проблем».

Как много могут простые физкультминутки! 

Используемые источники:

1.       Крупенчук О. И. Стихи для развития речи.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008.

2.       Лях В. И.,  Зданевич А.А.   Комплексная программа физического воспитания учащихся. 1-11 классы. Программы для учителей. Издательство: Просвещение, 2010 г.

3.       Силантьева С. В. Подвижные игры на каждый день дл укрепления здоровья детей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012.

4.       http:// 16 school.ucoz.net/publ.

 

Советы родителям первоклассников

Автор: bizandsoft

Советы родителям первоклассников
Иванова Т.П.,
заместитель директора по УВР,
учитель начальных классов
Совет первый: самое главное, что вы можете подарить своему ребёнку, - это ваше внимание.
Совет второй: ваше положительное и спокойное отношение к школе и учителям упростит ребёнку период адаптации.
Совет третий: помогите ребёнку установить отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно. Особенно ваша помощь понадобится, если ребёнок не ходил до школы в детский сад. В этом случае он не привык к тому, что внимание взрослых распределяется сразу между несколькими детьми. Хвалите ребёнка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам. Поговорите с ним о правилах общения со своими ровесниками, помогите стать вашему ребёнку интересным другим. Учите его новым играм, чтобы он мог показать их друзьям. Пригласите одноклассников вашего ребёнка к вам домой – простое чаепитие, а маленький хозяин научиться принимать гостей.
Совет четвёртый: помогите ребёнку привыкнуть к новому режиму жизни. Ребёнок привыкает к школе не только психологически, но и физически. Многие дети в первом классе впервые сталкиваются с необходимостью встать в одно и то же время утром. На протяжении 3-6 часов школьного дня ребёнок активно учится. В шесть- семь лет такая нагрузка равна напряжённому рабочему дню взрослого человека. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, зрение, слух ребёнка. Если до этого вы не придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести его. Ваша дочь или сын нуждаются в регулярном продолжительном сне. Помогите школьнику научиться засыпать в одно и то же время. Не заставляйте ребёнка сразу садиться за уроки. Ребёнку нужно время, чтобы отдохнуть. Это полезно и для самого процесса обучения. Мозг использует время отдыха, чтобы « уложить новые знания на нужные полочки». Ребёнку, как и нам, после рабочего дня нужен кусочек тишины и отдыха. Позаботьтесь о здоровье вашего ребёнка, так как впервые месяцы школьного обучения огрехи в режиме дня будут сказываться более серьёзно, чем раньше.
Совет пятый: мудрое отношение родителей к школьным успехам исключит треть возможных неприятностей ребёнка.
Многие мамы и папы так хотят гордится своими детьми и так беспокоятся об их отметках, что превращают ребёнка в приложение к школьному дневнику. Школьные успехи, безусловно, важны. Но это не вся жизнь вашего ребёнка. Школьная отметка – показатель знаний ребёнка по данной теме данного предмета на данный момент. Это не имеет никакого отношения к личности ребёнка. Хвалите ребёнка! И помните: никакое количество «пятёрок» не может быть важнее счастья вашего ребёнка.
Давайте постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные в школьном мире, были для самого ребёнка и членов его семьи радостными и уверенными!
 

Современные задачи школы и семьи в воспитании младших школьников

Автор: edu1

Современные задачи школы и семьи в воспитании младших школьников

Иванова Т.П.,
заместитель директора по УВР
учитель начальных классов
Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего - люди.
Из них на первом месте –
родители и педагоги.
Издавна ведутся споры, дискуссии о том, что важнее для растущего человека, что в большей степени определяет его развитие, формирование наиболее значимых качеств личности - семейное воспитание или воздействие общественных факторов, в частности школы.
Разрешить их однозначно просто невозможно, ибо приоритет отдельных факторов воспитания неодинаков в разные периоды жизни ребенка и зависит от индивидуальных особенностей детей.
В современной школе меняется многое: ее структура и содержание, позиция педагогов и учащихся, микроклимат их взаимоотношений, методика и техника урока, подходы к изучению многих учебных предметов и воспитательной работы. Управление школой стало демократичным, а значит, более демократичны отношения в педагогическом треугольнике: учитель, ученик, родитель.
Ушли в прошлое командно-административные способы регулирования этих взаимоотношений. Перестали быть эффективными некоторые формы работы школы с родителями. А что же осталось?
Остались родители и дети - с их радостями и горестями, разрешимыми и порой неразрешимыми проблемами, потребность в современном совете мудрого, знающего детскую психологию педагога. Остался учитель, нуждающийся в сотрудничестве с родителями: опытный учитель с его проблемами пересмотра логики и содержания этого сотрудничества и молодой, нередко растерявшийся, еще не умеющий найти контакты с более опытными людьми в лице родителей своих воспитанников.
Часто можно услышать вопрос: нужна ли вообще работа с семьями? Учитель и так очень загружен. А это еще одна проблема. Действительно, не дело ли самих родителей - воспитание своих детей? Разве так уж необходимо влияние школы на этот сугубо индивидуальный процесс? И демократично ли это? Нет ли в этом сохранения традиций командно-административных функций школы прошлого?

Ответы на эти вопросы и проблемы определяются сутью подходов к их решению, диалектикой новой логики организации учебно-воспитательного процесса в современной школе, в условиях, когда значение воспитательной работы школы — максимально способствовать развитию учащихся через организацию разнообразных видов и форм внеурочной деятельности.
С этих позиций следует рассматривать и работу школы с родителями учащихся.
В настоящее время заметно возрос интерес учителей и руководителей учреждений образования к проблемам воспитания. Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обусловливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.
Система воспитания находится в состоянии острого кризиса, причинами которого являются: отсутствие в обществе четких социально-нравственных ориентиров, разрушение традиционных ценностей, низкий уровень жизни, сложность самореализации вступающего в жизнь нового поколения.
В концепции модернизации Российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
В последние годы в педагогику вернулись идеи самоценности детства, сотрудничества, самоопределения и самоактуализации личности.
Практическая реализация этих идей происходит через создание воспитательного пространства, в состав которого входят образовательные учреждения и их воспитательные системы.
Опыт работы нашей школы помогает определить пути дальнейшего совершенствования воспитательной системы.
Так учителя начальных классов отмечают эффективность личностно ориентированного подхода в решении воспитательных задач в начальной школе, который позволяет значительно расширить возможности развития ребенка сообразно его способностям, возможностям, наклонностям; формирование саморазвивающейся личности путем развития самостоятельности, способностей к самоорганизации, самореализации; развитие интеллекта детей и эмоциональное восприятие ими действительности; гармоничное развитие личности каждого учащегося начальной школы.
Успешность воспитания в начальной школе обеспечивают:
- многомерность воспитательного пространства;
- создание ситуации успеха для каждого школьника;
- профессиональное мастерство учителя;
- преемственность между дошкольным и начальным образованием в использовании форм, методов и средств воспитательного воздействия на ребенка;
- создание и совершенствование деятельности детских общественных организаций в начальной школе; привлечение родителей к сотрудничеству в воспитании детей;
- научно-обоснованное управление развитием.
В настоящее время обращается внимание на необходимость решения многих задач, одна из которых заключается в повсеместном внедрении в школы системы родительского всеобуча с учетом требований современной жизни;
- широкое взаимодействие всех социальных институтов воспитания в целях совместного решения проблем воспитания, адаптации, социализации,
творческого развития младших школьников и сохранения их здоровья.
Образовательное учреждение было, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка и родителей.
У школы и семьи, как известно, одни устремления, одни цели, надежды и неудачи. Проблемы взаимодействия школы с родителями обусловлены социальными, экономическими, психологическими факторами и связаны с изменением положения школы и семьи в обществе.
Поэтому задача школы в работе с семьей остается прежней: создать коллектив единомышленников.
С семьи начинается развитие каждого из нас. Уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями - все это зарождается в дружной, теплой атмосфере дома.
О современной семье много пишут и говорят. По данным многочисленных социологических опросов, 7,8 % педагогов обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время и родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества. Попав в ножницы между школой и семьей, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит, в конечном счете, к безнравственности. В свою очередь изменилась и сегодняшняя семья. Родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок. Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителями по поводу возникающих проблем в воспитании ребенка, но, тем не менее, когда становится невмоготу, и родители приходят к учителю, бывает поздно.
Социально-экономическая нестабильность общества привела к появлению в школе семей малоимущих - 10 %, неполных - 22 % и семей, где родители имеют статус безработных.
В наши дни родителями быть дорого и трудно. Это подтверждается:
- значительным сокращением среднего дохода российской семьи;
- увеличением количества бездетных и однодетных семей, неполных семей;
Объясняется такое положение материальными проблемами семьи в нашем современном обществе.
Главный вопрос, стоящий перед родителями:
- как прожить;
- во что одеть и обуть детей;
- как их выучить и вылечить.
Все это увеличивает напряжение в семье, конфликты между мужем и женой напрямую сказываются на детях: их воспитании, развитии, организации досуга, развлечений и т.д. Материальные неурядицы вызывают изменения в системе нравственных ценностей, этических норм.
Еще одно из проявлений социально-экономической нестабильности -это родительская несостоятельность. Некоторые семьи признаны социально опасными: родители стали пьяницами, наркоманами, есть матери, которые бросили своих детей и, ;как следствие этого, появились опекаемые дети.
В условиях, когда большинство детей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В наших семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми, и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую, негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.
Как считают психологи, существует закономерность, что большинство тех родителей, которые обращаются за психологической помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» в психике ребенка. Это происходит рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно.
Став взрослым, человек воспроизводит его, как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения. Большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. «Со мной никто не возился, и ничего, вырос», -говорит папа, не замечая, что вырос-то он как раз человеком, который не считает нужным и не умеет заниматься с сыном, наладить с ним теплые дружеские отношения.
Другая часть родителей более или менее осознает, в чем именно заключается правильное воспитание, но на практике испытывает трудности. Бывает, что теоретическая разъяснительная работа, проводимая психологами и педагогами из лучших побуждений, приносит родителям вред: они узнают, что делают «все не так», пытаются вести себя по-новому, быстро «срываются», теряют уверенность в своих силах, винят и клеймят себя, а то и выливают раздражение на детей.
Из всего сказанного следует сделать вывод: родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми.
В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит педагогам. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимо терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы.
Учителю начальных классов надо стать помощником и хорошим советчиком для родителей, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия, помочь родителям приобрести опыт в воспитании собственного ребенка.
Направления совместной деятельности учителя и семьи будут эффективны тогда, когда учитель будет использовать активные формы взаимодействия с семьями своих учеников.
С первого дня работы с детским коллективом и коллективом родителей учитель начальных классов должен добиваться того, чтобы и дети и родители понимали значение тех требований, которые школа предъявляет семье.
Немаловажным условием взаимодействия семьи и учителя является разумность тех требований, которые учитель предъявляет к семье и к ребенку.
Во взаимодействии с коллективом родителей учитель должен проявлять учтивость, корректность, умение сдерживать свои эмоции, только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех проводимых в классе мероприятиях.
Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания, встречи с семьями учащихся ничего, кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей.
Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы - в создании условий для нормальной жизни ребенка; радостной, счастливой, комфортной; для развития его индивидуальности в общем доме «школа - семья».
Семья - это часть общественной системы. Общество, влияя на семью, формирует определенный ее тип. Семья тоже оказывает воздействие на процессы и отношения в обществе.
Педагог, работающий с коллективом учащихся, должен хорошо себе представлять исторические типы семей, различающиеся по своим ценностным ориентациям. Владея такой информацией, можно предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции.
Очень важно, чтобы нравственные ценности и микроклимат семьи были истинными, а не ложными. Если слово родителей будет подкреплено делом, поступком, действием, в такой семье не возникает проблем в воспитании ребенка.
В.А. Макаренко считал, что духовный облик детей, формирование их характера определяются всем строем семейной жизни. Таким образом, существует закономерная связь между психологическим климатом и результатами воспитания детей: крепкая истинная, нравственная семья воспитывает прямой и искренний характер.
Важная составляющая успешности воспитания детей в семье - авторитет родителей. Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка - кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о своих родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу - все это слагаемые родительского авторитета.
Каждая историческая эпоха характеризуется своими стилями воспитания. Это зависит от того, в каком типе личности заинтересовано общество.
Под стилями семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
Современный учитель начальных классов должен знать стили семейного воспитания достаточно хорошо. Эти знания позволят ему четко определить, как складываются отношения в семье ребенка, какие методы используют родители для наказания и поощрения, какие нравственные ценности формирует семья, как относятся родители к ребенку.
Выделяют следующие стили семейного воспитания: либеральный, демократический, авторитарный, неустойчивый.
Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов генетических особенностей ребенка. На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние тип темперамента родителей, их совместимость, традиции, на которых воспитывались сами родители, их образовательный уровень, нравственные устои семьи.
Действительно - семья это одно из немногих мест, где человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности.
Родительская любовь с одной стороны, доверие ребенка к родителям - с другой, создают совершенно особые условия для познания мира, человеческих отношений, прав и обязанностей.
Вот почему основной целью работы учителя начальных классов является обеспечение гармонии взаимоотношений школы и семьи, и учитель делает ставку на сотрудничество:
«Мы вместе - я, ученик и его родители - легко разрешим все проблемы, потому что мы заинтересованы в этом».
Мы стараемся сделать так, чтобы наша школа стала благоприятной «экономической средой детства», средой его счастливого обитания. Наши дети разные, и начальная школа будет помниться им по-разному.
Важно, однако, чтобы осталось общее в этих воспоминаниях: пусть каждый, прожив это время, чувствует себя человеком, без которого чего-то в школе не получилось бы.
От учителя начальных классов зависит эмоциональная насыщенность, гуманизм, многоцветье и многозвучность ранних школьных лет.
Ф.И. Достоевский писал, что «красота спасет мир»( 1,с.7). Что он имел в виду? Может быть красоту общения, которой человека надо учить? А может, красоту он понимал как синоним доброты?
У Ю. Друниной есть такие слова:
Не нужно рвать иссохшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь и ты.
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!( 3; с.5)
Почему нельзя? Доброте человек учится у человека.
Доброе отношение учителя к ученику, понимание его проблем, разговор начистоту по душам делает душу ребенка красивее. Умение учителя полюбить ученика не за что-то, а несмотря ни на что - это искусство учителя - воспитателя.
Нам, взрослым, надо набраться терпения и доброты, чтобы не вырастить поколение недовольных, закомплексованных, озлобленных граждан, важно, чтобы каждое вмешательство педагога в отношения взрослых и детей несло добро, ребенку нужно доказать, что не он, а мы правы, что делаем мы это ради него и поступаем правильно.
Список литературы
1.Новые государственные стандарты школьного образования, 2008г.
2. Вестник образования №8, 2005г.
3. Журнал «Начальная школа + до и после» №10, 2008г.
4. Журнал «Начальная школа» №8, 2008г.
5. Л.И.Маленкова «Педагоги, родители и дети».
6. Т.В.Воликова «Учитель и семья».
7. Т.М.Афанасьева «Семья».
8. Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»
9. Журнал «Завуч» №4, 2003г.
10.Журнал «Воспитание школьников» №8 2005г.
11. Журнал «Народное образование» №7, 2006г.
12. Журнал «Классный руководитель» №5, 2006г.